Подготовка к проведению прозвонки кабеля специалистами Умного дома KNX

Основа успешной интеграции: подготовка стройки

Каждый этап создания системы "Умный дом" требует особого внимания к деталям. Но на этапе прозвона кабеля особенно важна подготовка со стороны заказчика и электриков. Правильная подготовка обеспечит более быстрое и качественное выполнение работы, а также позволит избежать дополнительных затрат заказчику!

Если кабели тянут электрики:

  1. Все кабели перезваниваются теми, кто их тянул. При чем желательно позванивать два раза. Первый, когда только протянули и второй, когда зашили стены.
  2. Мы как интегратор отвечаем лишь за то, что на кабель уходит питание. А вот доходит ли оно куда нужно, это ответственность электриков/прораба/заказчика.
  3. Маркировка на кабели выдается нами. Мы печатаем ее на специальном принтере. Она стоит денег, но она не стирается. Для примера, на объекте в 200 м2 ушло 250 площадок для маркировки кабеля в щите. Примерно столько же ушло на маркировку у распределительных коробок.
  4. Маркировка кабеля в щите должны выполняться на уровне середины щита. Ни в коем случае она не должна лежать на полу. Иначе затрется или слетит.
  5. Также кабель маркируется и со стороны потребителя. Маркер печатается на термоусадке и надевается на жилу.
  6. На крышке распредкоробок должны быть наименования кабелей, которые в него заходят. Либо пишется от руки (плохой вариант), либо печатается на принтере (хороший вариант).
  7. Перед вводом кабеля в распредкоробку должен быть надет маркер с наименованием кабеля. Это позволяет в случае проблем быстро определять проблемный кабель
  8. Запас кабеля в щите должен быть следующим. Кабель доходит до низа щита и плюс один метр.
  9. В местах подключения потребителей, датчиков и пр. запас кабеля должен быть не менее 50 см.
  10. Наращивать кабель в щите всегда долго. На наращивание 30 кусков кабеля в щите уходит почти 2 рабочих дня одного специалиста. Или дополнительные 15 - 20 т.р. в зависимости от региона работы. Если случилось так, что наш инженер приехал, а кабели короткие, то мы возьмем денег за выезд в размере 7 - 10 т.р. В любом случае выгоднее, чтобы кабель сразу же был промаркирован.
  11. Вообще мы не должны наращивать кабели или делать ответвления. Все должно быть подготовлено теми, кто тянет кабель. Максимум что мы делаем это обрезаем кабель по месту.

 

Прозвонка кабеля силами интегратора Умного дома 

При ситуации когда интегратор приезжает и прозванивает кабель, то заранее должно быть подготовлено следующее.

  1. Все места, где должен прозваниваться кабель должны быть доступны. Периодически возникают ситуации, когда на все подрозетники будут закрыты стройматериалом. Приходится тратить время на то, чтобы отодвинуть материал, прозвонить кабели, и поставить материал обратно.
     

  2. Все подрозетники должны быть прорезаны. На одном из объектов была ситуация что, уже сделанные подрозетники зашиваются последним листом гипрока, после чего в них делается отверстие в месте установки подрозетника. У нас была ситуация, когда ряд выключателей просто защиты и ожидают очереди на прорезку, из-за чего мы не можем закончить свою работу.

    Аналогичная ситуация возникла в прорезке подрозетников в мраморе на стене. По факту все провода за мрамором есть, но проверить их не можем.  

  3. Все кабели должны быть прокинуты. При чем даже перемычки между светильниками. В таком случае мы можем сказать, что питание доходит не только до первого точечного светильника, но и до остальных светильников тоже.
  4. Все перемычки кабеля между светильниками также должны маркироваться печатной маркировкой на площадке.  
  5. Все кабели должны быть доведены до своих мест. Иногда бывает ситуация, когда с потолка висит бухта кабеля. При этом один кабель к шторам, другой к ленте, третий к трекам. Это не удобно, поскольку прозванивая кабель мы должны однозначно подтвердить заказчику, что нужный кабель, в нужном месте и с нужной длинной, выведен. Это же правило касается и кабеля у щита. Бухты, просто висящие перед щитом (в середине коридора или тех комнаты), а не у щита не допускаются  
  6. Все кабели выходящие из подрозетника или свисающие с чистового потолка должны иметь запас не менее 50 см. В щите должен быть запас кабеля до низа щита + 1 метр. Если длинны кабеля не хватает, то эту проблему решает заказчик/прораб либо мы, но за доп. плату. При этом проблема не откладывается на потом, а решается сразу же.
  7. На всех кабелях должна быть нанесена маркировка. Как в щите, так и на концах кабеля в местах подключения потребителей. На концах кабеля у потребителей обычно используется маркировка на термоусадке надетая на жилу кабеля.
     

  8. Если возникает ситуация при которой на кабеле с двух сторон одинаковая маркировка, а он не звонится, об этой проблеме сообщается заказчику/прорабу и они сами разбираются в проблеме и решают ее. Либо мы решаем сами, но за дополнительную плату. При этом проблема не откладывается на потом, а решается сразу же.  
  9. У щита все свисающие кабели должны быть связаны под одной большой стяжкой по основным категориям. А именно группа кабелей к розеткам, к освещению, интернет, коаксиал к телевизорам, датчики, краны, герконы, шины умного дома и пр.

Большинство описанных пунктов легко выполняется на этапе прокладки кабеля. Например, электрики тянут розетки. Они сразу же маркируют кабель в щите, перед распред коробкой и на концах у подрозетника. Также маркируют распредкоробки. Оставляют нужный запас. После протяжки всех кабелей к розеткам они сцепляют все кабели одной большой стяжкой.

Чтобы заказчик не потратил лишних денег и нашего времени, во время прозвонки должен присутствовать рабочий от заказчика или прораба, который в случае чего будет отодвигать стройматериалы от мест прозвонки и ставить его обратно.
 


Установка рамы щита на объекте

В идеале для установки щита с первого раза:

  1. Должна быть установлена коробка под щит. Также не должно быть строительного мусора или материалов в месте установленной коробки. Коробка устанавливается электриками, не нами.

  2. К щиту должны быть подведены абсолютно все кабели автоматики и электрики согласно кабельному журналу. Если в нашем журнале нет силовых кабелей, электрики должны подтвердить, что все кабели, которые должны быть приходят в щит. Плюс они должны дать весь этот список кабелей, поскольку под каждый кабель, приходящий в щит необходима, своя клемма.

  3. Все кабели должны быть объединены по группам (розетки, светильники, датчики и пр.) и связаны стяжкой.

  4. Все кабели должны быть промаркированы печатной маркировкой, которую предоставляем мы. Маркировка в щите должна быть прикреплена где-то в середине кабеля. Ни в коем случае она не должна лежать на полу.  

  5. Также маркировка должны быть с другой стороны кабеля. У потребителя. Такая маркировка печатается на термоусадачной трубке и надевается на жилу кабеля. Эту работу делают те, кто тянул кабель.
  6. Все кабели в щите должны иметь запас по длине. Кабель спускается до низа щита и к нему прибавляется еще метр длинны.  

  7. С нашей стороны, в щите, (если это TwinLine) должны быть заранее подготовлены направляющие (шпильки в черной термоусадке), на которые будет крепиться кабель.

  8. С нашей стороны, на каждый кабель должны быть заложены клеммы, иначе придется объединять кабели в ограниченном пространстве, это занимает время.

  9. С нашей стороны должна быть напечатана вся маркировка на подключаемые в щите кабели. Маркировка печатается на каждую жилу. Т.е. есть общая маркировка кабеля, прикрепляемая на желтой площадке, а есть маркировка на каждую жилу.

По сути, если все пункты выполнены, то можно ехать и монтировать раму в щите и подключать ее. В противном случае придется ездить по мелочам по нескольку раз.

За счет чего теряется время на монтаже щита

Все проблемы рассматриваю на примере одного из наших объектов:  

  1. Повторная прозвонка ранее прозвоненных кабелей. У одних кабелей слетела маркировка, на других ее просто не было. На понимание и поиск всех необходимых кабелей мы потратили 2 недели работая вдвоем, хотя должны были разобраться за 4 рабочих дня.

  2. При прозвонке кабеля столкнулись с проблемой, что часть кабелей вытащена из раcпред коробок и валяется на полу, а часть кабелей не была соединена в распред коробках. Из-за этого потеряли три дня работая в двоем.

  3. Лишние кабели. Некоторые кабели кидались под одни светильники, затем светильники поменялись. Кабель оказался не нужным и при этом не подписанным. Потрачено 2-3 рабочих дня, на понимание, что за кабель и зачем нужен и нужен ли.

    Некоторые кабели при прозвонке были заставлены строительным материалом, из-за чего тратили время на его перемещение. Потрачен один день!

  4. 30 кабелей под светодиодные ленты и треки, а также 10 интернет кабелей оказались маленькой длинны. 2 инженера потратили по два дня на наращивание кабелей.

  5. Не были докинуты все кабели в щит. Потратили 1 рабочий день (два человека) для выведения нужных кабелей из щита. Т.е. мы брали кабель, крепили его в щите, отмеряли длину и сверху щита забухтовывали, чтобы позже электрики прокинули его до нужных мест.

  6. Не были вовремя прорезаны подрозетники в гипроке и мраморе. Из-за этого не могли закончить за один раз все прозвонку. Потом приходилось к ней возвращаться.

  7. Из-за смены бригады электриков потеряли 2-3 дня на объяснение того, что вообще происходит на этом объекте по умному дому. Это время было потрачено не за раз, а периодически отвлечением нас с просьбой объяснить какие и куда кабели должны были идти.

  8. Из-за не сделанных штроб и подрозетников в метре от щита потеряли 1 день.

  9. Строители ошиблись с мощностью проточного нагревателя и не предупредив повысили ее с 2-3 КВт (как говорилось в начале), до 8 КВт. Для чего они заложили кабель 3х6 кв.мм. Из-за этого в щите необходимо добавить силовые клеммы под этот кабель и соединить их с клеммой изначально заложенной (2003-7646). Уйдет часа 3-4

Предыдущая статья
Следующая статья

Остались вопросы?
Напишите нам и мы поможем подобрать нужную систему!
Мобильный телефон
Email
Telegram
ВКонтакте